Кролик Питер Пуш и его Друзья
"Крокус-экспо - 2017"

ЗЕМЛЯ ФРАНЦИЧА

или фоторепортаж с подтекстом

Ну что же, опять про кризис? Кстати, вот  освободилось немного страничек от бесконечной рекламы тротуарной плитки и встроенных шкафов и наш любимый журнал пригласил меня, по старой памяти, чего ни будь пописать, спасибо ему за это. Ну а самое главное есть чего, и накопилась горсточка материала и жизненного опыта, которым очень хочется поделиться с тобой дорогой читатель! Тема пришла сразу, так как только неделю назад вернулся из командировки по своим дальним южным объектам, а здесь и общение с коллегами и романтический дух путешествий, так что с удовольствием делюсь впечатлениями. Работая над этим материалом, я невольно поймал себя на мысли, что можно ограничиться одними фотографиями, но формат есть формат, да и почувствовать себя в роли журналиста опять же очень  интересно. Так что разговор я начинаю с темы далекой, а вот насколько и кому  она покажется близкой решать  вам.

Здравствуй, дорогой читатель! Может было бы правильно смоделировать ситуацию, когда клиент приходит к архитектору и просит его нарисовать красивый дом на приобретенном участке (хотя это, наверное, идеальный случай), и вот я бы в этой статеечке «вопрос-ответ» посоветовал бы, «чё спрашивать», «чё при себе иметь» (я, конечно, не про гонорар, а про документы на землю), ну, в общем, провел бы своеобразный ликбез, дабы упростить и сделать понятными отношения «архитектор – заказчик».

Но все упрощать не в наших правилах (как минимум, в рамках российского менталитета), и я реально представил себе диалог «заказчик – архитектор»: «Я тут кое-что построил, а вот теперь мне надо провести мое «строительство» по всем необходимым инстанциям и получить «задним» числом всю разрешительную документацию!». Или ситуация вторая: «Я тут кое-что как бы построил, что теперь делать, чтобы и на дом похоже было, и чтобы мне все нравилось?». Ну так вот, и вы представили себе или, может, даже вспомнили, поэтому я немного откладываю разговор «когда начинаем строить?».

Соответственно, будем рассуждать о вещах несколько абстрактных, можно сказать, даже философских, и даже не совсем о вещах, а о нашем их ощущении и восприятии, а может, и о чувствах к ним, к этим вещам. В общем, начнем разговор с нашего мироощущения.

Может быть, конкретно у вас вообще все в порядке: с гармонией, с экологией и с той социальной средой, в которой вы пребываете, и мне ничего больше не остается, кроме как порадоваться лично за вас. Но мне, как любому «художнику», всегда и во всем приходится сомневаться, и уж мое слегка идеализированное представление об устройстве среды  жизнедеятельности человека, в частности, архитектурного аспекта этого вопроса, немного не соответствует действительности, да порой настолько не соответствует, что ощущаешь дисгармонию не столько на уровне сознания, сколько на уровне физического состояния – в общем, как в самолете.

Начнем с истории и традиций.

Все мы люди грамотные, на кругозор не жалуемся, на курорты ездим, телевизор смотрим, по Европам катаемся. И везде все так красиво! Домики старинные – Италия, Хранция – балкончики, цветочки, зонтики, неметчина – это мы почему-то больше всего любим – черепица, балочки, ковка, брусчатка, пиво. И фильмы американские смотрим – вроде домики хлипкие, каркасные, не пойми из чего (не то что у нас – «добротные – хош, из белого, хош из красного кирпича»), а тоже красиво, чисто, заборчики маленькие, барбекю тебе, входные двери стеклянные, сразу видно – брать нечего, красота в общем, а у нас...

Ну, версию про то, как бегало русское население от татаро-монгол триста лет (хотя все чаще ее подвергают сомнению), и расклад, что не хотим мы, русские строить добротно, красиво и надолго, потому что «пожгуть все ироды», я бы все-таки принял. И то, что коммунисты сотворили с понятием частной собственности – вообще на генетическом уровне принимается. Да и немец постарался – камня на камне не оставил. И вроде бы все сходится – должны мы жить в  ....овне. Но все так, да не совсем. Проезжаешь по глухим деревенькам, понятно – беднота, понятно – ни воды, ни газа, зато «домик к домику», палисадничек, колодцы, лавочки, окошечки маленькие, резные, присмотришься – дома вроде и разные, а вроде как из «под кисти» одного художника, теперь это понятие «стилистика» называется, стоят над речкой «как здесь и были» – градостроительный момент... в В общем, не покидает ощущение гармонии и продуманности в мелочах и, наоборот, в главном - в стремлении к «красоте» всех жителей деревни. И понимали они, что земля у них одна и природа одна, и кормит их она – эта земля и природа. А может, наоборот, люди глупые были – замков готических не видали! Зато сейчас с замками и дворцами дефицита нет, лихие девяностые оставили конкретный след в архитектурном образе современных городов и деревень. И вот в радиусе ста километров от Москвы не осталось ни одного населенного пункта, не пострадавшего от влияния «постсоветской эклектики». Но, к радости или сожалению, архитектурные монстры из красного кирпича и с башенками из оцинковки оказались неспособными к выживанию, и половина из них стоит брошенная или недостроенная. Оказалось, что возвести дворцовые стены и окружить их четырехметровым забором гораздо проще, чем жить там и содержать тысячу метров жилой площади со всей инфраструктурой и подсобным хозяйством.

Радует одно – что и те, кто жил в этих монстрах, и те, кто только собирался, стали понимать: просто дом без социальной среды и благоприятной экономической почвы жить не будет, а прибавить сюда наше стремление быть поближе к природе, кормить своих деток чистыми продуктами, видеть из окна не кирпичную стену соседа, а красивый пейзаж, иметь красивый дом, но не «самый красивый» и самый большой в поселке, а просто красивый дом среди таких же красивых домов – то мы приходим к необходимости поиска новой формулы жизнеобустройства. Новые формы и новые потребности современного человека – это отнюдь не футуристические поселения на Марсе или искусственные острова в открытом океане. К нашему счастью, пока мы можем создавать новые поселки и города на родной земле и, как ни странно звучит, осваивать новые земли, не выходя за границы родного края. И первое, что необходимо, - это посмотреть, что происходит вокруг, вспомнить наши традиции, изучить традиции европейских народов, понять, что кроме нас никто не сделает нашу жизнь красивой, и наш «красивый» и достойный образ жизни – это главное богатство, которое интересно другим людям, которое мы передаем по наследству, которое позволяет нам быть здоровыми и счастливыми людьми. Начинаем?

Каким мы хотим видеть свой дом? Вместе с моими клиентами я начал поиск стиля и формы. И, наверное, нашел ту формулу, которая сегодня отвечает моим внутренним потребностям и ощущениям. Сначала был вполне заурядный объект, обыкновенный срубообразный дачный дом в ближайшем Подмосковье. К счастью, заказчик оказался незаурядным человеком, и задачи, которые необходимо решить, не ограничивались просто превращением того «что было» в пригодное для жилья сооружение. Начался поиск. Довольно серьезный перепад высот на участке направил наши взоры «в горы», правда, не очень далекие – Кавказ, а конкретнее, на так любимую нашим прошлым президентом деревушку – Красная поляна.

Юрий Францевич Красовский

архитектор

Земля Францыча.

Встреча с архитектором, который в одиночку за последние лет десять практически полностью изменил облик Поляны, изменила и мое представление об архитектуре. Точнее, его видение полностью совпало с моим понимание пропорций, объемов, текстур и линий. Что уж говорить о той свободе творчества, замешанной на чистейшем горном воздухе и великолепном природном ландшафте! И совсем не верится, что дома, которые появляются как грибы на зеленых и каменистых склонах, придумывают люди, тем более один человек, и не покидает ощущение того, что они здесь были всегда, или уж, по крайней мере, выросли сами. Как ни удивительно, но еще с десяток лет назад Красная поляна была обычной горной деревушкой, к которой вел серпантин, построенный еще при Николае II, со старенькими покосившимися домиками и редкими одержимыми туристами-горнолыжниками. Но сыграл свою роль тот социальный фактор, про который мы говорили выше – хорошая дорога с современными тоннелями, туристическая инфраструктура плюс уникальная природа и один талантливый архитектор. И вот теперь это самая дорогая земля в России после Рублевки, и люди, приобретающие недвижимость в Поляне, негласно договорились: мы хотим, чтобы здесь было очень красиво, даже очень, очень красиво - и надо сказать, у них это получается, ну и есть кому помочь.

Юрий Францевич Красовский – это архитектор, превращающий холодный камень и стекло, дерево и черепицу в те самые добрые и любимые вещи, которые, становясь старше, понимаем и ценим все больше и больше – домашний уют, современный комфорт, теплоту близких людей, семейный ужин у камина, с бокалом горячего глинтвейна или чего-нибудь национального.

Крыша над головой, как огромный гриб, защищает тебя от дождя и снега, окна до пола, еще шаг – и ты на бархатной зеленой поляне, выдающаяся вперед терраса плавно объединяет интерьер с природным ландшафтом, и вот ты уже стоишь над мелодичным ручьем, и шум его ты услышишь опять, приоткрыв окно, уже сидя в кресле и укрываясь теплым пледом около огромного камина держа в руках…. не буду повторяться.

Вот такая получается сказка, а называется эта история «шале» - стиль, который стал основой для творчества Юрия Крассовского, стиль, который стал синонимом таких слов, как «тепло» и «уют», который растворяется в ландшафте и гармонично уживается в природной среде, становится неотъемлемой частью среды, в которой человек чувствует себя наиболее комфортно.

Про шале.

Стиль «шале» зародился в Савойе, в старинной провинции на юго-востоке Франции, граничащей с Италией и Швейцарией. В переводе с французского «chalet» – «шаль», «тепло» и, собственно, «швейцарский домик в горах». Изначально альпийское шале – это надежно построенное из массивного бруса жилище, призванное защитить пастухов от непогоды в горах. Строили шале из подручных материалов – дерева и камня. Камень шел на постройку фундамента и цокольного этажа, из дерева возводили мансардный этаж. Принцип «каменный низ, деревянный верх» в условиях горного климата был максимально оправдан.

С течением времени шале становится все более комфортным жильем, пригодным не только для временного укрытия, но и для постоянного жительства. Принцип «каменный низ, деревянный верх» остается в архитектуре шале главным и неизменным. Другой характерной чертой дома шале является обязательная двускатная крыша, козырек которой сильно выступает над основными стенами. Возведение подобной крыши также обусловлено климатическими условиями – такая конструкция кровли служила защитой дома и придомовой территории от снега и непогоды.

Если архитектурный облик дома шале имеет вполне определенные характерные черты и легко узнаваем, то в оформлении интерьера шале строгих ограничений не существует, хотя и здесь необходимо соблюдать некоторые правила. Главное из них – использование натуральных материалов – дерева и камня, которые создают в доме атмосферу добротности и уюта. И пол, и потолок, как правило, выполняются из дерева. Обязательный атрибут – потолочные балки. Стены оштукатурены, побеленные стены украшаются деревянными балками из сосны или лиственницы. Интерьер в стиле «шале» не должен казаться новым, иначе пропадает очарование старого, заброшенного где-то в горах, жилища. Поэтому в интерьерах шале используют состаренную, покрытую патиной древесину.

Важным элементом дома в стиле «шале» является облицованный камнем камин, который не только отапливает дом, но и служит центральной деталью организации пространства и создания уютной атмосферы гостиной. Колористическое оформление дома в стиле «шале» выдерживается, как правило, в натуральных оттенках дерева и камня, небеленого льна и шерсти, которые можно дополнить яркими сочными пятнами красного, зеленого или синего цветов.

Мебель в шале должна быть простой, деревянной и, по возможности, со следами времени. Для шале подойдут большие, удобные, мягкие диваны и кресла, располагающие к расслаблению и отдыху. Прекрасно в таком интерьере смотрятся ковры (как на полу, так и на стенах), гобелены, деревенская вышивка, крестьянская утварь, охотничьи атрибуты, старинные игрушки, старые фотографии в деревянных рамках и различные вещицы, созданные народными умельцами.

Шале по Францычу – это современный европейский дом, в котором заложены современные принципы планировки внутреннего пространства. Это чистое, простое и надежное конструктивное решение. Несущий каркас дома представляет собой систему монолитных колонн, с перевязкой из металла, зачастую спрятанная в оконные переплеты. Толстые деревянные балки, которые наряду с конструктивной функцией являются украшением интерьера, несут надежную, теплую крышу обязательно с длинным свесом, доходящим до двух метров. Огромные окна от пола до потолка иногда вообще заменяют стены (современный стеклопакет позволяет осуществлять этот прием практически без теплопотерь), а здесь в помощь и водяной теплый пол и система встроенных в пол конвекторов, в общем, не замерзнем. На фасаде, стенах и цоколе применяем плотный утеплитель, который декорируется природным камнем или зашивается доской, также на фасаде применяются современные типы декоративной фасадной штукатурки. Ну а кровля – это, как правило,  мягкая черепица, которая незаменима в сооружениях с небольшим углом ската. Она позволяет деликатно исполнить все нюансы, переломы и переходы сложной крыши, а также лаконично и стильно смотрится и в простой двускатной.

И опять про устройство дома. Дом по Францычу – это новая идеология соотношения основных объемов дом–участок–бассейн–беседка–зона барбекю, основная задача – объединение всех ингредиентов в единый жилой организм. И привычные пропорции - десять соток, огороженные забором и торчащий посередине дом, десять на десять в четыре этажа – это не про нас. А вот лабиринт из лесенок, дорожек, террас, навесов, беседок и как доминанта – дом, расположившийся в разных уровнях – это наш рецепт, та художественная форма, создаваемая архитектором, главный принцип которой – взаимосвязь всех объектов и приведение их к единой жилой среде,. Задача хоть и трудная, но выполнимая, и, как ни крути, главная проблема – всем договориться и захотеть.

В рамках небольшой обзорной статьи, обозначив довольно глобальные вопросы в начале, мы чуть-чуть поговорили о том, какое оно - это «красиво» и откуда берется. Пример архитектурного преображения Красной поляны и творчество Юрия Францевича Красовского, прежде всего, ценны тем, что произошел это феномен слияния потребностей и возможностей заказчика, таланта архитектора, социального и природного потенциала места, причем произошел вполне спонтанным и естественным образом: просто все так захотели, и это прекрасно. Так что давайте задумываться и реализовывать самые смелые проекты, а мы будем рисовать, искать, придумывать, даже писать в журнал заметочки. До встречи.

P.S. На всех фотографиях этой статьи дома и архитектура

Юрия Францевича Красовского

Самым большим украшением нашего сайта будет моя давняя публикация в журнале "Парадный квартал",  за май 2009 года, с неё я и начну заполнять данную страничку. Эта статья посвящена моему другу и учителю, замечательному архитектору из Красной поляны Юрию Францевичу Красовскому, что приятно,  статья иллюстрирована его фотоматериалами, любезно предоставленными им для этой публикации. Ну, а вообще, я хочу, что бы данный раздел сайта стал местом, где помимо публикаций моих в прессе и интернете, я буду выкладывать отчеты о путешествиях или просто различные интересные материалы.

Вот и приходится начинать с вечных вопросов и пытаться понять, какой смысл каждый из нас вкладывает в понятие «ДОМ». Дом, который нужно срочно построить, причем особенно важно это осуществить представителям мужского пола, вместе с другими двумя пунктами. Так вот, некая жизненная запрограммированность и спешка в процессе исполнения этих пунктов приводят к появлению некой груды стройматериалов, судорожно свезенной оголтелыми прорабами или хозяевами в одну кучу, и неким волшебным образом (как правило, ценятся маги с востока или из Молдавии) превращенную в форму, напоминающую куб или пирамидку.

И вот, может, и у вас настал тот момент, когда необходимо задать себе простые вопросы, ответить на которые бывает очень сложно, но, не приняв осознанное решение, мы зачастую превращаем свою жизнь в некое «отбывание» согласно прописке и штемпелю. Может, я и сгущаю краски, но надо задуматься над той ситуацией, когда лучшие годы жизни мы тратим на подготовку к благополучной старости с камином и креслом-качалкой в загородном домике с зеленой лужайкой и видом на озеро, а в итоге оказываемся в картонных сарайчиках, в дачных кооперативах, и с комсомольским задором боремся с бомжами, в зиму оскверняющими ваше любимое «детище-дачище». С дачами, конечно, наше, еще советское правительство «здорово» придумало – отправить все дееспособное население играть в песочницу, выдать лопатки и ведерки – стройте домики, сажайте огородики – вот вам по шесть соток для игр. Человек, придумавший дачную программу, – политический гений: ни потратив ни копейки, найти развлечение для огромной страны, да и еще и частично решив продовольственный вопрос – гениально! Там, на дачах, по старому черно-белому телевизору мы и смотрели балет в уже далеком девяносто первом. Романтика!

Так вот, опять вопросы – где жить? как жить? с кем жить? (в смысле соседей), ну и вопрос не по теме – зачем? К сожалению, вопрос «в чем жить?» мы ставим на первое место, пренебрегая остальными. Но зато на один вопрос «как жить» мы отвечаем нескладным, но дружным хором – «красиво!», так что поговорить про «красиво» я и хочу, да и понять, как оно «красиво», и откуда складывается, и почему оно у всех разное.

Кролик Питер Пуш и его Друзья